ДЕЕПРИЧАСТИЕ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА » Қазақша білім сайты
Жарнама

» » ДЕЕПРИЧАСТИЕ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА


ДЕЕПРИЧАСТИЕ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

Кусниева Р.Б.

Учитель русского языка и литературы, школа- лицей №76, г.Астана

Открытый урок по русскому языку для учащихся 7 классов

«ДЕЕПРИЧАСТИЕ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА»

ЦЕЛЬ УРОКА:Дать понятие учащимся о деепричастии как особой форме

глагола

ЗАДАЧИ:- Ознакомить учащихся с лексическим и грамматическим

значением деепричастий, синтаксической ролью;

- Показать связь деепричастий с глаголами и наречиями;

- Расширить речевую компетентность учащихся;

воспитывать толерантное отношение друг к другу.

ПРИМЕНЯЕМЫЕ

КОМПЕТЕНЦИИ: информационно-коммуникативная, языковая.

МЕТОДЫ: частично-поисковый, наглядно – иллюстративный,беседа.

ОБОРУДОВАНИЕ:текст стихотворения «Лодорский водопад»,

мультимедийная доска, толковый словарь, таблица,

индивидуальная карточка.

ХОД УРОКА.

Эпиграф урока:

Друзей приобретай не спеша,
а приобретенных не отвергай. (Соломон).

І.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ
Учитель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы будем говорить о настоящей дружбе.Я передаю вам свою дружбу (учитель пожимает руку первому ученику) , и дети передают рукопожатия друг другу. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый добавил чуточку своей. Пусть дружба не покидает нас на протяжении всего урока.
III. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Ученик-литературовед сообщает:
«Дружба – это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Доверие и терпение – обязательные признаки. Классический пример настоящей дружбы – герои романа Дюма «Три мушкетера».

Беседа.
- Прочитайте эпиграф урока. Как вы понимаете данное высказывание?
- Определите части речи.
- Что называется причастием?
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Мы не смогли определить в эпиграфе только одну часть речи (спеша). Наша задача - узнать ее. В этом нам поможет дружба и улыбка.
V. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМА И ЦЕЛИ УРОКА.

VI. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Учитель: Настоящих друзей немного. Дружат двое. А что нужно для того, чтобы найти хорошего друга? (Уметь выбирать, сравнивать, анализировать.)
Сейчас эти навыки нам понадобятся.
1. Анализ предложений. (Поисковый метод.)
Задание.Определить грамматическую основу предложений, проанализировать слова, обозначающие действие.
(на доске):
Мальчик рассказывает о друге и улыбается.
Мальчик, улыбаясь, рассказывает о друге.

Вывод.
В первом предложении глагол – сказуемое выполняет основное действие, «рассказывает и улыбается» являются однородными членами предложения. А во втором предложении глагол – сказуемое обозначает действие , а слово «улыбаясь» - добавочное.
(на мультимедийной доске):
Слова, обозначающие добавочное действие при основном, называются деепричастием.
Ученик –литературовед сообщает:«Деепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении делать) + причастие (сравни причастность). Термин был введен И.Смотрицким в начале 17 века».

2. Ознакомление с лексическим и грамматическим значением.
- А как же зовут друзей нашего деепричастия?
Д Е Е П Р И Ч А С Т И Еобладает признаками глагола и наречия.
- Как и глагол, деепричастия имеют совершенный и несовершенный вид, возвратность и невозвратность; переходность и непереходность.

- Как и наречие, деепричастия не изменяются, имеют вопросы наречия, не имеют окончания, в предложении выполняют функциюобстоятельств.
Итак, мы нашли друзей деепричастия.
- Кто же эти друзья?
- Каковы их признаки?
- Как назвать неузнанную часть речи в эпиграфе? 

VII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

1.(Коллективно) Чтение стихотворения английского поэта Роберта Саути «Лодорский водопад»:

Кипя, Шипя, Журча, Ворча,

Струясь, Крутясь, Сливаясь,

Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь, Делясь и встречая,
Ласкаясь, бунтуя,

шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча,

взрываясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь,

меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободном задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

Задание.

- Найдите грамматическую основу.

- Сколько деепричастий использовал автор?

- К какому глаголу относятся все деепричастия?

- Что удалось передать поэту с помощью деепричастий?

2.Работа по карточкам (Работают 3 учащихся).

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Задание: Выделите суффиксы деепричастий.

Задание: Спишите пословицы, заменяя глаголы подходящими по смыслу и форме деепричастиями. Расставьте знаки препинания.

Задание: Образуйте от глаголов, данных в скобках, деепричастия нужного вида.

Уцепившись, изучив, преодолев, болтая, списав, найдя, заняв, успокоившись, обнявшись, войдя, удивив.

 

1. (Признавать) достоинства друга не закрывай глаза на его недостатки.

2.(Уважать) человека уважай себя.

3. (Сделать) зло не жди добра

4.Что имеем не храним (потерять) плачем.

 

1.(Выбрать) где-нибудь сухой песчаный берег, я приказал лодке причалить к нему. 2.(Оставить) деревню Никольскую, я поплыл вниз по реке.

 

3.Обиженные вороны сидели вокруг, каркали, не (сметь) подступить к суровому царю, и только изредка урывали сзади небольшие кусочки.

3. Найдите среди перечисленных словосочетаний те, в которых есть деепричастия.

Сделанная работа, возвращаясь домой, любимый город, проблема не решена, вещь ценна, не нарушая тишины, улыбавшиеся девушки.

VIII. ОБОБЩЕНИЕ

Составление кластера о деепричастии.

 

 


IX. РЕФЛЕКСИЯ.

Продолжи предложения.

- Я УЗНАЛ…..

- Я БУДУ ПРИМЕНЯТЬ …

- ДЕЕПРИЧАСТИЯ ДЕЛАЮТ НАШУ РЕЧЬ …

 

X. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учитель:
- Сегодня весь наш урок согревала дружба и улыбки. Мы учились быть толерантными. Я благодарю вас за сотрудничество и дарю каждому «улыбку» (учитель подготовил каждому ребенку вырезанную из красной бумаги улыбку с добрыми пожеланиями) как воспоминание о нашей дружной работе.Хочу закончить урок словами великого поэта древности Алишера Навои: «Поймите люди всей земли:

Вражда – плохое дело.

Живите в дружбе меж собой,

Нет лучшего удела.»
XI. КОММЕНТИРОВАНИЕ ОЦЕНОК.

 

XII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Напишите мини-сочинение на тему «Дерево крепко корнями, человек - друзьями», используя деепричастия.

Автор: dauke | 20-05-2016, 21:54
Қарау саны: 458
    
Жарнама

Пікір жазу
Сіздің есіміңіз: *
Эл.почта: *
Жартылай семіз Қисайған мәтін Сызылған мәтін Сызылған мәтін | Сол жаққа қою Ортаға қою Оң жаққа қою | Смайлик қою Сілтеме қоюҚорғалған сілтеме қою Выбор цвета | Жасырын мәтін Үзінді қою Таңдалған мәтінді транслитерден кирилицаға ауыстыру Вставка спойлера
Қауіпсіздік коды: Қауіпсіздік кодын көрсету үшін осы суретті қосыңыз
Жаңарту, егер код көріңбесе
Кодты енгіңіз: :