ТИРЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ » Қазақша білім сайты
Жарнама

» » ТИРЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ


ТИРЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

ТИРЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Айдарханова Гульсим Орынбаевна

КГУ «Общеобразовательная средняя школа 25 имени Ы.Алтынсарина

г. Балхаш»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учащимся казахской школы при изучении БСП трудно установитьсмысло- вые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, опреде- литьинтонационныеособенности этих предложений и на этой основе правиль- но выбрать знаки препинания.
Поэтому конспект урока содержит разнообразные практические работы в рамках закрепления материала по этой теме.Структурамоего урокавключает следующие этапы: организационный момент, актуализация знаний, защиау презентаций, лингвистический эксперимент, графический диктант, работа с текстом, рефлексия, запись домашнего задания.

Класс: 9

Предмет: русский язык

Дата: 03.03.2016

Тема урока: Тире в бессоюзном сложномпредложении

Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзномсложном предложении, повторить смысловые отношения между частями бессоюзногосложного предложения и правила постановки в нём тире; развивать и совершенствовать умения и навыки учащихся по постановке знаков препинания; развивать память, творческое воображение; воспитывать интерес к предмету, стремление к знаниям;

Тип урока: обобщение новой темы

Форма урока: групповая, индивидуальная

Методы обучения: частично – поисковый

Оборудование: интерактивная доска, карточки, раздаточные материалы, оценочные листы

ХОД УРОКА:

IОрганизационный момент. Приветствие, Готовность учащихся к уроку

Цель: эмоциональный настрой на урок.

Посмотрите на этот смайлик – солнышко. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Пожелайте друг другу удачи.Пусть этот смайлик соответствует сегодняшнему вашему настроению.

II Целевая установка

Сообщение целей урока учителем

Основная наша цель и задачи: повторить и обобщить всё то, что мы прошли на предыдущих уроках, будем определять ваш уровень постановки знаков препинания в БСП. А проверить нам помогут различные задания.

Сегодня мы будем работать в группах. ( учащиеся подходят и выбирают предложения

Кому попалось БСП ссо знаком препинания «тире» в первую группу, со знаком препинания « двоеточие» во 2-ую группу.

III Актуализация уже имеющихся знаний о бессоюзном сложном предложении.

« Мозговой штурм»

Цель: определить уровень теоретических знаний

1. Какие предложения называются бессоюзными сложнымипредложениями?

БСП состоит из двух или нескольких простых предложений, связанных друг с другом по смыслу и с помощью интонации.

2.Какой раздел науки о языке играет особую роль при изучении БСП? Пунктуация

3.Какие знаки препинания нам помогают разграничить части БСП? Запятая, точка с запятой, тире, двоеточие.

4.Каким образом мы определяем, какой знак надо ставить в БСП?При помощи смысловых отношений.

Записать число, тему урока

IV Защита презентаций

1 группа работает над презентацией по теме « Тире в БСП», 2-ая группа – по теме

« Двоеточие в БСП »

VЛингвистический эксперимент

Цель : проверить умение преобразовывать БСП в союзные,

I группа: 1. Уместное слово свое место найдет - неуместное слово хозяина накажет.

2. Есть желание учиться – будет желание и время созидать.

II группа: 1. Дети стали большими – им надо серьезно учиться.

2. Учёный без трудов – дерево без плодов.

3. Сыр выпал- с ним была плутовка такова.

Задания для слабоуспевающих учащихся

Настанет утро - двинемся в путь.

Будешь книги читать – будешь все знать.

Хочешь получить великую истину - начинай с азбуки.

Труд человека кормит – лень портит.

VГрафический диктант

Цель: развитие умения определять смысловые отношения между простыми

предложениями в составе БСП.

( Учитель раздаёт бланки – листы для ответов)

Ты прозаик я поэт.

В деревне пусто все ушли в поле.

За селом синел далёкий лес рожь качалась колос созревал.

Приходит весна всё вокруг оживает.

Погода была ужасная мокрый снег падал хлопьями.

( В листах ответа укажите плюсы там, где считаете необходимо)

 

Знаки препинания

1

2

3

4

5

Запятая

 

 

 

 

 

Тире

 

 

 

 

 

Двоеточие

 

 

 

 

 

 

Ключи к заданию. Работа над ошибками.

 

Знаки препинания

1

2

3

4

5

Запятая

 

 

+

 

 

Тире

+

 

 

+

 

Двоеточие

 

+

 

 

+

 

VIФизминутка Упражнения для глаз.

 

VIIРабота с текстом.

"О трех золотых куклах”

Один властитель послал соседу султану в подарок три золотые куклы. Куклы были совершенно одинаковые и с виду, и по размерам, и по весу. Однако властитель велел передать, что цены у них разные. Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже. Он просил объяснить, почему это так. Подивился султан подарку и велел придворным разгадать, в чем отличие одной куклы от другой. Придворные осмотрели все куклы – никакой разницы между ними нет.

И вот один бедный юноша попросил передать султану, что он может разгадать тайну кукол. Султан велел доставить юношу во дворец.

Юноша осмотрел кукол и заметил, что у них в ушах просверлены дырочки. Тогда он взял стебелек и сунул его в ухо одной кукле: кончик стебелька вылез у нее изо рта. Потом сунул стебелек в ухо другой кукле: кончик стебелька высунулся у нее из другого уха. Наконец, он сунул стебелек в ухо третьей кукле, и весь стебелек остался внутри нее.

Тогда юноша сказал:

- Ваше величество, эти куклы сходны с людьми. Первая кукла похожа на того, кто сейчас же расскажет всем и каждому о том, что слышал. Вторая кукла схожа с тем, у кого чужие слова в одно ухо влетают, в другое вылетают. А третья кукла походит на человека, который что ни услышит, то словно проглотит. Это человек, достойный доверия, - цена этой кукле самая высокая. Выслушал его султан, обрадовался и приблизил юношу к себе.

(Из индийского фольклора)

1.Работа по тексту "О трех золотых куклах”.

Чтение текста учащимися;

Выберите правильный вариант ответа:

А) В тексте рассказывается о книге;

В) В тексте рассказывается о куклах;

С) В тексте рассказывается о животных;

2. Беседа путем ответов на вопросы:

а) Какой подарок и с какой просьбой получил султан?

б) Кто и как разгадал тайну подарка?

в) Какие качества людей символизируют эти куклы?

г) Какое из качеств вы цените в человеке?

д) Какова главная мысль текста?

е) Напиши о чём ты задумался после прочтения этого рассказа?

3. Определите тип и стиль текста.

4. Найдите в тексте бессоюзные сложные предложения.

5. Произвести синтаксический разбор предложений:

Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже.

Тогда он взял стебелек и сунул его в ухо одной кукле: кончик стебелька

вылез у нее изо рта.

VII Найти соответствия

[ ] - [ ] – противопоставление ( союза а, но) Молвит слово - соловей поёт

[ указывает на время, условие ] – [ ] Дождь лил как из ведра – на

крыльцо нельзя было выйти.

[ ] - [указывает на вывод, следствие ] Придворные осмотрели все

куклы – никакой разницы

между ними нет.

[ ] - [ быстрая смена событий ] Труд кормит – лень портит.

[ ] [ сравнение: словно, точно ] Были листья – стали почки,

почки стали вновь листвой.

IX. Рефлексия

- Какую тему рассмотрели сегодня?

- В каких случаях в БСП ставится тире?

- Чем можно заменить БСП?

X. Домашнее задание.

Выписать из художественной литературы и материалов прессы по два предложения на каждый случай постановки тире в БСП.

XI. Оценка деятельности учащихся.

 

Автор: dauke | 24-05-2016, 22:03
Қарау саны: 380
    
Жарнама

Пікір жазу
Сіздің есіміңіз: *
Эл.почта: *
Жартылай семіз Қисайған мәтін Сызылған мәтін Сызылған мәтін | Сол жаққа қою Ортаға қою Оң жаққа қою | Смайлик қою Сілтеме қоюҚорғалған сілтеме қою Выбор цвета | Жасырын мәтін Үзінді қою Таңдалған мәтінді транслитерден кирилицаға ауыстыру Вставка спойлера
Қауіпсіздік коды: Қауіпсіздік кодын көрсету үшін осы суретті қосыңыз
Жаңарту, егер код көріңбесе
Кодты енгіңіз: :