Синонимы. Антонимы. » Қазақша білім сайты
Жарнама



Синонимы. Антонимы.

Класс 7
Провела: Алпысбаева Акмарал Медеубаевна.
Тема: Синонимы. Антонимы.
Цель урока: систематизация сведений о синонимах и антонимах.
Задачи:
1. Формирование умений и навыков грамотного и правильного использования синонимов и антонимов в устной и письменной речи. Обогащение словарного запаса учащихся.
2. Развитие выразительного чтения, памяти, мышления, наблюдательности.
3. Воспитание любви к природе, к прекрасному.
Тип урока: урок-повторение.
Методы: частично-поисковый, репродуктивный.
Приёмы: групповые, индивидуальные и фронтальные.
Оборудование: интерактивная доска, слайд-презентация, музыка Чайковского «Времена года», иллюстрации картин И.И. Шишкина, кроссворд.











Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Ученики сидят по 3 группам.
3. На экране картина И.И. Шишкина «Зима». Звучит музыка. Ученики читают стихотворения А.С. Пушкина, Ф. Тютчева, И. Брусова, С. Есенина.
Учитель: ребята, почему урок начинаем со стихотворений о зиме?
Ответы учащихся.
Учитель: обратим внимание на кроссворд, который поможет сформулировать тему урока.
С
И
Н
О
А Н Т О Н И М Ы
И
М
Ы 1.

Вопросы:
1. Как и с помощью чего мы выражаем мысли, чувства, называем предметы, действия и явления?
2. Какой цветок королева приказала доставить во дворец в сказке «Двенадцать месяцев»?
3. Тип речи, называющий признаки предметов, явлений, животных?
4. Что за странный человек.
Прибыл в двадцать первый век:
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла?
5. Слова с противоположным значением.
6. Часть слова, которая находится перед корнем.
7. Слова одинаковые по звучанию и написанию.
8. Автор басни «Мартышка и очки».
Учитель: материал знаком с предыдущих классов. Цель урока: систематизировать сведения о синонимах и антонимах.
Ученики записывают число и тему урока.
4. Фронтальный опрос.
1. Что изучает лексика?
2. Что такое омонимы?
3. Что такое синонимы?
4. Что такое антонимы?
5. Как вы понимаете синонимический ряд?
6. Антонимические пары?
Ученики приводят примеры.
5. Закрепление.
Учитель: обратим внимание на интерактивную доску. Задание: заполнить таблицу, подобрав синонимы и антонимы к данным словам.
Синонимы Антонимы
Горе
Друг
Холод
Работа
Говорить
Грусть
Слова для вставок: Товарищ Радость Беда Враг Рассказывать Труд Мороз Тепло Молчать Безделье Тоска Счастье.
6. Работа по тексту.
Задания: А) определить тип речи, стиль речи.
Б) найти синонимы, антонимы и записать в тетрадь

Раздаются тексты по группам. Звучит музыка.
1 группа
Зима. За окнами снег, вьюга… или метель? Или пурга? Ну не буран же: буран скорее в степи, в поле, а не в городе, хотя это слово приходит на ум. А хорошо бы из зимы в лето, от холода, стужи, мороза – к июньскому теплу, июльской жаре (но, конечно, не к зною).
2 группа
- Скажи-ка, почему снегирей снегирями зовут?
- Не знаю.
- Думай! Снег, снегирь… ну?
- К нам со снегом прилетают? Да?
- Конечно
Мчится тройка, то взлетая вверх, на пригорок, то срываясь вниз, то снова взлетая… словно по воздуху, почти не трогая копытами землю, - летят, несутся кони.
3 группа
Красив, чудесен русский лес зимою. Глубокие, чистые, прозрачные лежат под деревьями сугробы. День был мягкий, тёплый. Когда явилось яркое, ослепительное солнце и разогрело, то деревья и травы глянули тонкими светящимися, сверкающими узорами из тёмного леса, что не хватило бы алмазов всей земли. Особенно хороша была блестящая сверху донизу королева – сосна.
7. Грамматическая пятиминутка.
Задание: синтаксический разбор предложений, морфологический разбор слов: в поле, к утру.
1. Загуляла, разгулялась в поле непогода.
2. Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лёг первый мороз.

8. Продолжаем работу по теме. Задания по группам.
1 группа
Задание: внимательно прочитайте пословицы и выберите подходящие слова.
Маленький мир лучше ……. драки
Горькая правда лучше ……. лжи
Лучше враг умный, чем друг ……
Кто хочет много знать, тому надо …. спать
2 группа
Задание: записать в две колонки слова антонимы, которые мы могли бы использовать для характеристики человека.

3 группа
Задание: запишите пословицы, в которых попарно встречаются соединённые здесь слова.
Посеешь – Пожнёшь
Летом – Зимой
Дело – Потеха
Свет – Тьма
Легко – Трудно
9. Составить синквейны по группам.
Учитель: ребята, на уроке мы много говорили о зиме. Какие прилагательные, существительные можно использовать для характеристики зимы?
1 группа
Синквейн по слову мороз.
2 группа
Синквейн по слову зима.
3 группа
Синквейн по слову лес.
Проверка работы.
Учитель: ребята, сегодня на уроке мы читали стихотворения известных поэтов, работали по текстам о зиме. Как они описывали зиму? (словами, стихами). А как художник описывает зиму? (красками). Внимательно посмотрим на картину И.И. Шишкина «Зима» и составим предложения по картине.
Д/З: написать мини-сочинение о зиме, используя слова из стихотворений, синонимы и антонимы, которые мы можем употребить для описания зимы.
Итоги урока: оценка учащихся.
Автор: Акмарал | 29-04-2015, 00:16
Қарау саны: 2843
    
Жарнама

Пікір жазу
Сіздің есіміңіз: *
Эл.почта: *
Жартылай семіз Қисайған мәтін Сызылған мәтін Сызылған мәтін | Сол жаққа қою Ортаға қою Оң жаққа қою | Смайлик қою Сілтеме қоюҚорғалған сілтеме қою Выбор цвета | Жасырын мәтін Үзінді қою Таңдалған мәтінді транслитерден кирилицаға ауыстыру Вставка спойлера
Қауіпсіздік коды: Қауіпсіздік кодын көрсету үшін осы суретті қосыңыз
Жаңарту, егер код көріңбесе
Кодты енгіңіз: :