Правописание не с существительными » Қазақша білім сайты
Жарнама

» » » Правописание не с существительными


Правописание не с существительными

Карагандинская область, Бухар-Жырауский район,
ОШ им. С.Т. Ельгизека

Учитель русского языка и литературы: Калиева Жамиля Канашевна

Класс: 6

Тема: Правописание не с существительными

Тип урока: объяснение нового материала

 

Цель урока:

·выработка навыка грамотного письма НЕ с существительными;

·проверка знаний по данной теме;

·расширение активного запаса слов обучающихся и знаний.

 

Задачи:

·изучить условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными и применять их

Ход урока:

 

I.Фронтальный опрос.

 

·С какой частью речи мы с вами работаем на последних уроках русского языка?

·Какие признаки имеет имя существительное?

·Что нового об имени существительном вы узнали в этом учебном году? (разноскл,, несклон, сущ. общего рода)

 

II.Опрос по домашнему заданию.

- Дать определение существительного

- Как отличить имя существительное от других частей речи?

III.Объяснение нового материала.

 

- Сегодня на уроке мы будем знакомиться с новой темой.

«Правописание НЕ с существительными»

НЕ с существительными

 

·Что такое НЕ? Это слово.

Это часть слова.

Это служебная часть речи.

·Какой же ответ правильный?

·Все правильные!

НЕ – слово.

НЕ – приставка.

НЕ – служебная часть речи (частица).

1. Схема

частица

НЕ

приставка

2.Рисунок, потом название- Неваляшка.

3.Рисунок, потом название -Незабудка.

4.Рисунок, потом название -Несмеяна.

- Попробуйте произнести слова без приставки НЕ.

- Разве есть такие слова? Валяшка, забудка, валяшка..

- Эти слова не употребляются без приставки НЕ.

 

- А может ли с существительным стоять частица НЕ?

- Конечно же, да!

 

1.Дельфин, потом надпись-Это не рыба

2. Солнце, потом надпись – Это не планета

3. Арбуз, потом надпись-Это не овощ

- Акула – рыба. А дельфин – не рыба, а млекопитающее. (По щелчку мыши появляется на рисунке дельфин, потом надпись «Дельфин – не рыба» )

- Земля – планета. А солнце – не планета, а звезда. (Появляется рисунок, потом надпись «Солнце- не планета»).

- Тыква- овощ. А арбуз – не овощ, а…. ягода, только очень большая. (Появляется рисунок, потом надпись «Арбуз-не овощ»).

 

- А есть ли такие слова ? Нерыба, неовощ, непланета.

- Эти слова не образуют слов с приставкой НЕ.

 

- Запишите в тетради предложения. Дельфин – это не рыба. Солнце – это не планета. Арбуз – это не овощ. Не забудьте поставить правильно знаки препинания.

 

 

не рыба не планета не овощ

 

Дельфин Солнце АрбузНеваляшка Незабудка Несмеяна

 

 

 

 

 


ЧАСТИЦА

 

НЕ

ПРИСТАВКА

 

- Самое главное- надо помнить, что слова с приставкой пишутся слитно, а с частицей – раздельно.

 

·Давайте обратимся к учебнику. Стр. 126. Читаем первую часть орфограммы №32.

 

- С этим разобрались. Но всегда ли так просто?

 

- Давайте поиграем. Перед вами герои известной книжки. Вы их знаете?

 

Незнайка, Знайка, Пончик

 

- А сейчас - внимание!

Условия игры.

Надо угадать, к какому из этих рисунков относится фраза «Это Незнайка».

- Эта фраза подходит к двум рисункам, только напишем ее по-разному.

Написано: Это Незнайка. Это не Знайка.



-Чем отличаются эти слова по написанию? В первом случае НЕ - приставка, во втором случае – частица.

 

- При слове может быть частица НЕ, когда мы что-то отрицаем. Это не Знайка.

 

- Иногда слово с приставкой можно заменить синонимом, иногда образовать антонимы

Таких слов много - без приставки и с приставкой.

 

Правда

Неправда

Ложь

Приятель

Неприятель

Враг

Счастье

Несчастье

Горе

 

·Обращаемся вновь к учебнику, читаем орфограмму под цифрой 2.

 

-Определите по лексическому значению слово и запишите его.

Человек, которому не сидится на месте. (непоседа). Недоучившийся, мало знающий человек (недоучка).Неуклюжий, неловкий человек (недотепа). Грубый, невоспитанный человек (невежа). Малообразованный человек (невежда)

 

-Определите род этих имен существительных?

( Это существительные общего рода).

 

 

- Обобщим. Когда же не с существительными пишется слитно?

 

- Теперь разберемся с правописанием раздельного написание НЕ с существительными.

 

- Во-первых, есть слова - сигналы, которые дают понять, что в предложении не называется предмет, а отрицается его наличие.

1.Рисунок Пончика в середине

2.Надпись. Это вовсе не Знайка.

3.Надпись. Это отнюдь не Знайка.

4.Надпись. Это совсем не Знайка.

 

Это вовсе неЭтоотнюдь не

Знайка Знайка

 

 

 ПОНЧИК

Это совсем не

Знайка

 

- Эти частицы усиливают отрицание.

·Обращаемся вновь к учебнику. Читаем первую часть, когда НЕ пишется раздельно.

 

- Иногда в предложении есть противопоставление с союзом А.

 

Не Знайка любит варенье, а Пончик.

- Читаем дальше правило.

- Бывает так, что на отрицание указывает только контекст, поэтому текст нужно слушать или читать внимательно.

 

Этот мальчик НЕ ? ЗНАЙКА. Он совершенно другой. Он плохо учится, ничего не знает. Но зато с ним всегда случаются смешные истории. И какой же он симпатичный.

 

-Как же вы напишете? (Из контекста можно понять, что речь идет не о Знайке, который все знает. В этом нам помог контекст).

НЕ пиши раздельно!

 

ОТНЮДЬ

ВОВСЕ

СОВСЕМ

ДАЛЕКО

 

Не…А

 

 

Интонация

 

Знаки препинания

 

Контекст

 

 

- А сейчас попробуем сами составить схему орфограммы.

- Обращаемся к справочнику. Запишите НЕ с существительными

- Сколько колонок будет в таблице?

- Как озаглавим их?

- Выполняем вместе. Что будем писать в первую колонку? Что во вторую?

- А сейчас проверим, что получилось у вас, а что у меня.

 

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

Слово не употребляется без НЕ

 

Ненастье

Недоумение

Есть противопоставление с союзом А

Можно заменить синонимом

 

Неправда (ложь)

 

Несчастье (горе)

ОТНЮДЬ

ВОВСЕ

СОВСЕМ

ДАЛЕКО

 

IV.Работа с карточками:

V.Карточка № 1

Отметь слова, которые пишутся с НЕ раздельно.

1.сильная (не)нависть,

2.проявить (не)решительность,

3.(не)решительность, а робость,

4.вовсе(не)правда,

5.моя (не)зависимость,

6.осеннее (не)настье,

7.победить (не)приятеля

8.(не)знания, а удача.

 

Карточка № 2

Отметь слова, которые пишутся с НЕ раздельно.

1.проявил (не)грамотность,

2.жить в (не)воле,

3.говорить (не)правду,

4.вовсе (не)счастье,

5.(не)галка, а ворона,

6.черная (на не)благодарность,

7.(не)удача, а знания,

8.страшная (не)ряха,

9.(не)знакомка на улице,

10.отнюдь (не)благодарность,

11.обидное (не)понимание.

 

Карточка № 3

Отметь слова, которые пишутся с НЕ раздельно.

1.сильное (не)домогание,

2.(не)точность в ответе,

3.это (не)рисунок,

4.сказал (не)правду,

5.отнюдь (не)правда,

6.Это как сон, (не) правда ли?

7.проявлять (не)терпение,

8.рассказывать (не)былицы,

9.(не)приятель, а просто знакомый,

10.Разве ты в этом вопросе (не)специалист?

11.Он ещё (не)специалист, он только учится.

12.(Не)специалисты нам не нужны.

 

VI.Рефлексия

- Что нового мы узнали на уроке?

- В каких случаях мы будем писать слитно не с существтельными?

- Когда мы будем писать раздельно?

 

VII.Домашнее задание: §33,упр. 453,455, орфограмма.

VIII. Оценки за урок

 

 

 

Автор: dauke | 29-02-2016, 22:41
Қарау саны: 758
    
Жарнама

Пікір жазу
Сіздің есіміңіз: *
Эл.почта: *
Жартылай семіз Қисайған мәтін Сызылған мәтін Сызылған мәтін | Сол жаққа қою Ортаға қою Оң жаққа қою | Смайлик қою Сілтеме қоюҚорғалған сілтеме қою Выбор цвета | Жасырын мәтін Үзінді қою Таңдалған мәтінді транслитерден кирилицаға ауыстыру Вставка спойлера
Қауіпсіздік коды: Қауіпсіздік кодын көрсету үшін осы суретті қосыңыз
Жаңарту, егер код көріңбесе
Кодты енгіңіз: :